Воспитание и социализация

 Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Выделяют несколько стадий социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (критическое отношение к   общественным нормам поведения). Это промежуточная социализация, т.к. неустойчиво и мировоззрение, и характер подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация.

3. Стадия интеграции - желание найти свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если свойства человека принимаются обществом, группой.

4. Трудовая  стадия  социализация  охватывает весь период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает трудовой опыт, но и воспроизводит его.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в процесс передачи опыта новым поколениям.

Переход от одного периода  к другому - это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты,  когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Негативизм - это когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется, но если взрослые требуют этого, т.е. реакция ребенка обусловлена не содержанием требования  взрослого, а отношением ребенка к взрослым. Упрямство - реакция ребенка, когда он настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Строптивость - бунт ребенка против всего образа жизни, против норм воспитания, против всех взрослых. Если взрослые не изменяют своего  поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере.

Важнейшим институтом социализации личности является Семья. Именно в семье человек  получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья  вообще является для ребенка единственным местом получения та-кого опыта. Затем  в жизнь человека включаются такие  социальные институты, как детский  сад, школа, улица. Однако и в это  время семья остается одним из важ-нейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Хочу такой сайт

2.Воспитание личности.  

Существенное значение для  социализации человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий  педагогики. Определение сути воспитания является одной из самых древних проблем, которую общество характеризовало, исходя из своих социальных установок и актуальных задач и гораздо больше заботясь о своей стабильности, чем о развитии потенциалов человека. Изменения социально-экономических условий, возникшие в результате крушения тоталитаризма в нашей стране, отказ от идеологических стереотипов, реформирование всех социальных институтов, в том числе и сферы образования, требуют новых подходов к определению цели воспитания, содержанию и структуре воспитательного процесса в школе. В связи с отрицанием идеологической доминанты все меньше стало проводиться исследований, посвященных воспитанию подрастающего поколения. Многие ученые стали отказываться от специфического для отечественной науки термина и заменять его привычным для многих стран и более широким термином «образование».


Существует свой особый стиль  воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает  общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется  с обществом, либо отторгается. Психосоциальная  концепция развития личности, разработанная  известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и  характера общества, в котором  он живет. Эриксон ввел понятие "групповая  идентичность", которая формируется  с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как  эта группа. Но постепенно у ребенка  формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности  своего "Я". Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд  стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет.

 Рассматривая  различные трактования понятия  «воспитание», можно определить наиболее общие признаки, которые отмечаются большинством исследователей:

•       целенаправленность воздействий на воспитанника;

•       социальную направленность этих воздействий;

•       создание условий для усвоения ребенком определенных норм отношений;

•    освоение человеком комплекса социальных ролей.

программа ВР школы 2017-2021.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».